Что надо знать родителям о ФГТ
В настоящее время многих родителей дошкольников, наслышанных об образовательной реформе, волнуют вопросы, связанные с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вызывая у них тревогу и опасения. Что такое федеральные государственные требования? Почему появился новый документ? Какие изменения происходят в работе детского сада в связи с введением ФГТ?
Бесспорно, что родители должны принимать активное участие в реализации образовательной программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, поэтому и все изменения, происходящие в системе образования, обязательно должны быть грамотно и доступно доведены педагогами до сведения родителей. Ведь родители должны не только хорошо представлять себе, но и принять современные цели и задачи воспитания детей в дошкольном учреждении, а также видеть реальные результаты, которых может достичь ребенок в случае, если воспитатели и родители объединят свои усилия по достижению поставленных целей.
Итак, какой именно информацией о ФГТ необходимо вооружить родителей, чтобы они с доверием относились к происходящим изменениям в сфере дошкольного образования и стали активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями?
Прежде всего, родители должны понимать, что жизнь не стоит на месте. Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны, человечества.
Одним из последних проявлений реформаторской деятельности в сфере отечественного образования явилось введение в школах федерального государственного образовательного стандарта, а в детских садах – федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). ФГТ утверждены и введены в действие 23 ноября 2009 Приказом Министерства образования и науки РФ N 655.
Родители должны знать, что Федеральные государственные требования – это важный нормативный документ, обязательный для исполнения каждым дошкольным учреждением, который устанавливают нормы и положения, обязательные при организации образовательного процесса в ДОУ.
Введение ФГТ связано с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития ребенка и с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Содержание дошкольного образования по ФГТ включает в себя 4 важных направления развития детей – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Все содержание психолого-педагогической работы с дошкольниками заложено не в учебные дисциплины, как в школе, а в так называемые образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Родителям необходимо коротко раскрыть суть каждой из образовательных областей в следующем контексте.
- Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
- Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
- Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
- Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
- Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
- Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
- Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
- Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
- Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
- Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Родители должны понимать, что специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей в данный период детства определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо особо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Именно поэтому новый документ на первое место ставит индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности федеральными государственными требованиями определены: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная и др.
Родители должны знать, что ФГТ исключают из образовательного процесса учебную деятельность как не соответствующую закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Но это не означает, что теперь с детьми не будут заниматься. В современной теории и практике понятие «занятие» имеет совершенно новое содержание: – это не дидактическая форма организации учебной деятельности, а занимательное дело, направленное на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей.
Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, не трансляция педагогом готовых знаний, которые ребенку необходимо запомнить, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, направленная на «открытие» ребенком законов окружающего мира, общества детей и взрослых, освоение способов решения проблем и преодоления трудностей. Это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Необходимо раскрыть родителям изменение в подходах к процессу образования детей на современном этапе. Существовавшие до введения ФГТ Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения в детском саду были нацелены на процесс, а не на результат, соответственно не были ориентированы на некое новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования.
Новый документ дает педагогам ориентир конечной цели их деятельности. ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Что же такое интегративные качества?
Это системные образования, которые формируются в процессе освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования;
являются показателями его развития в личностной, интеллектуальной и физической сферах; способствуют самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем), адекватных возрасту.
Родители должны иметь представление о портрете выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:
• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
• Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.
• Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Информирование родителей может реализовываться через различные формы взаимодействия: общие родительские собрания, консультации, наглядно-информационные методы (сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты, папки-передвижки) и др.